Аэро-сани ГГАТ-3.
Моя работа посвящается
памяти нашего земляка -
конструктора
Веселовского Михаила Викторовича
Увидев однажды аэросани в телепередаче, я стал искать про них информацию. Для меня было открытием, что их производили в нашем городе. А когда я узнал, что одним из талантливых создателей является Михаил Викторович Веселовский – выдающийся конструктор из нашего славного города Нижний Новгород, мне захотелось поэкспериментировать и создать модель аэросаней ГГАТ-3.
1. Историческая справка.
Работы по производству аэросаней в г. Горький стимулировали пожарные. Зимой удаленные районы оказались отрезаны, доступ к ним был затруднен. Пожарные почувствовали необходимость в мобильном транспорте.
Горьковское управление пожарной охраны решило заказать пять аэросаней специальной конструкции. Выполнить заказ взялись в мастерских Горьковского гражданского авиационного техникума, руководил которыми талантливый инженер М. В. Веселовский.
В конструкции аэросаней вместо авиационных моторов приспособили автомобильные двигатели. Получилось не хуже, зато дешевле. Самым слабым местом оказался деревянный винт. Любой удар, даже о маленькой сучок, и винт разлетался в щепки. И тогда деревянный винт заменили стальным. Испытывали сани и по лесу, и сквозь мелкий кустарник - ни зазубринки на винте.
М. В. Веселовскому удалось заинтересовать аэросанями Наркомсвязь и городецкую трудовую колонию НКВД. Они заказали еще три машины. При активном участии М. В. Веселовского, который с 1936 по 1939 год занимал руководящие должности, завод осваивает производство аэросаней. Для нужд связи и народного хозяйства выпускались аэросани улучшенной конструкции «КМ-4» и «КМ-5». Они использовались для санитарных целей, перевозки почтовых грузов и пассажиров. Под руководством Веселовского разрабатывается лучшая конструкция боевых аэросаней РФ-8, которые позже стали выпускать и на Горьковском автозаводе.
Аэросани серии КМ и НКЛ-26 участвовали в финской войне 1939–1940 годах. Они применялись зимой для снабжения передовых участков фронта боеприпасами, эвакуации раненых, на них проводились разведывательные и десантные операции в тылу врага
2. Построение чертежа. Выбор материала.
Чертежей, к сожалению, не сохранилось и поэтому работа вдвойне стала для меня интересней. Найдя несколько фотографий в интернете, мне удалось по ним создать технический рисунок, восстановить размеры аэросаней ГГАТ-3. Чертеж построен в масштабе 1:10.
Из знакомых мне материалов (пластик ПВХ, фанера, бальза, пенопласт) для постройки корпуса я выбрал пластик ПВХ. Он хорошо режется, можно найти листы разной толщины, хорошо клеится и поддается обработке наждачной бумагой. Достаточно эластичен. Также использовалась проволока и шпилька диаметром пять миллиметров. В работе использовал следующий инструмент:
- линейка, карандаш, циркуль;
- нож строительный;
- наждачная бумага, наклеенная на брусок;
- шуруповёрт с набором сверл;
- отвертка плоская и крестовая;
- круглогубцы и пассатижи;
- ножницы;
- пинцет.
3. Испытание модели
Испытания проводились для того, чтобы выявить особенности конструкции. Перед началом испытаний ввиду отсутствия толкающего винта был установлен тянущий воздушный винт, перевернут, и для того чтобы не слетел зажимной кок дополнительно была установлена шайба-гровер. После проверки правильности подключения, был произведен пробный запуск двигателя и сервомашинки. Он показал, что необходимо применить реверс к управлению сервомашинкой. Был произведен пробный заезд аэросаней на ледовой площадке и на снежном насте.
4. Вывод
В процессе испытаний было выявлено:
- управляемость на льду достаточная для уверенного движения, с поворотами модель справляется;
- на снежном насте модель зарылась передней лыжей;
- нет возможности затормозить, кроме снижения скорости вращения двигателя.
В результате ширина лыж была увеличена, снизу посередине установлена направляющая полоска. Все это повлияло на лучшую проходимость аэросаней по снегу. Выявлено, что при больших препятствиях (холмы или снеговые провалы) аэросани заваливаются на бок из-за отсутствия ограничения вращения лыж находящихся на задней оси. В последствие необходимо на них сделать ограничители вращения.
|
Дата: 15.03.2016
Владелец: Евдокимова Н.Р.
Содержит: 24 элемента
|