Вход
РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКИХ ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСОВ ТЕХНИКА ПОБЕДЫ Аэросани моего прадедушки (РФ-8)
RSS Feed for this Альбом

ТЕХНИКА ПОБЕДЫ

1. Танк Т-34, ... 2. Мини-выстав... 3. Аэросани... 4. Бой в... 5. И-16 (ЦКБ-12) 6. 120-мм... 7. Копия -... ... 86. Диорама...

Случайное изображение

Сборнов Никита. Изготовление модели по чертежу. Сборка втулок колёс

Сборнов Никита. Изготовление модели по чертежу. Сборка втулок колёс

Дата: 21.10.2013 Просмотров: 328

Аэросани моего прадедушки (РФ-8)

Боевые аэросани РФ-8-ГАЗ-98
Немногие знают о такой технике, как аэросани. А ведь эти машины принимали непосредственное участие в боевых действиях во время Великой отечественной войны. Аэросани предназначались для передвижения по снегу и льду. На вооружении армии находились несколько моделей аэросаней. Я хочу рассказать о машинах, которые производились в г. Горьком (сейчас – Нижний Новгород). Это аэросани РФ-8.
Аэросани РФ-8 были созданы ОКБ Наркомречфлота под руководством главного конструктора М.В. Веселовского. В создании этой боевой машины принимала участие большая группа инженеров: Н.Ф.Мейер, И.К.Чичхиани, Е.И.Мелеханов, А.А.Смолин, В.А.Зверев, Н.А.Ронжин, И.А.Куняев, А.И.Смирнов и многие другие.
В октябре 1941 года стало понятно, что война будет затяжной, и в условиях суровой зимы потребуется особая техника. По заданию Государственного Комитета Обороны СССР бригадой инженеров под руководством М.В. Веселовского в кратчайшие сроки были разработаны проекты боевых и транспортных аэросаней и уже 5-го ноября на Горьковском судоремонтном заводе был готов первый опытный образец. Серийное изготовление аэросаней было поручено нескольким предприятиям, в том числе Горьковскому Автомобильному Заводу (ГАЗ). Сборка аэросаней была организована на филиале ГАЗа - «Автобусном заводе» (ГЗА). В конце декабря 1941 года первые партии машин типа РФ-8, получившие заводской индекс ГАЗ-98, уже поступили на многие участки фронта. Ими были укомплектованы боевые аэросанные батальоны.
Боевые аэросани РФ-8-ГАЗ-98 конструктивно были выполнены по четырехлыжной схеме, с двумя управляемыми передними лыжами. Корпус аэросаней был полуоткрытый, двухместный. Для удобства ведения огня из пулемета и для увеличения горизонтального угла обстрела стрелок, он же командир, располагался на переднем сиденье, а водитель машины в задней кабине. За кабиной водителя размещался двигатель, а внутри корпуса - топливный бак емкостью 80 литров и аккумуляторная батарея.
В кабине водителя на полу размещались педали газа, тормоза, а также педаль «раскачки». О последней интересно сказать особо. Она использовалась, чтобы стронуть сани с места. На стоянках, особенно на рыхлом и сыром снегу, подошвы лыж примерзали к снегу, при этом усилия тяги воздушного винта для срыва машины с места не хватало. Чтобы разрушить тонкую ледяную корку, образовавшуюся на подошвах лыж, необходимо было слегка сдвинуть лыжи в стороны. С помощью педали раскачки машина наклонялась на борт. Нескольких нажимов было достаточно, чтобы раскачать машину. При этом лыжи сдвигались и разрушали держащую их ледяную корку.
На аэросанях устанавливался серийный автомобильный двигатель мощностью 50 л.с., который приводил в действие воздушный винт с лопастями 2,35 метров.
На верхнюю обшивку корпуса над передней кабиной устанавливалось упрощенное турельное кольцо для крепления пулемета. Пулемет свободно вращался, обеспечивая горизонтальный угол обстрела до 300°. Под носовой обшивкой на специально выполненной полке размещался боекомплект - 10 магазинов с патронами для пулемета и гранаты Ф-1 для ведения ближнего боя.
Отличительная особенность аэросаней РФ-8-ГАЗ-98 от прочих заключалась в том, что они были снабжены не авиационным, а значительно более дешевым автомобильным двигателем ГАЗ-М-1 производства Горьковского автозавода. Кроме того, вместо деревянного на аэросанях был установлен металлический воздушный винт, который позволял машине уверенно двигаться по перелеску, через редкий кустарник. Не страшны ей оказались и лесные дороги, где остальные типы аэросаней с уязвимым деревянным пропеллером применяться не могли.
Аэросани РФ-8-ГАЗ-98 весьма широко использовались на фронтах для ведения боевых и разведывательных операций. Они уходили в тыл противника и в одиночку, и боевыми подразделениями. На их счету сотни успешно проведенных операций, выполнение ответственных заданий по связи штабов с передовыми воинскими частями, доставка срочных донесений, патрулирование отдельных участков фронта, охрана стратегически важных объектов.
Высокие скорости движения и проходимость по снежной целине обеспечивали боевым аэросаням неожиданность их появления в местах расположения противника, привязанного, в основном, к населенным пунктам и дорогам, и молниеносность проведения боевых операций. Быстрота, маневренность и интенсивный огонь пулеметов обеспечивали проведение некоторых операций почти без потерь техники и личного состава. Короткие, но частые налеты с различных направлений, ведение интенсивного огня с ходу - эти факторы обычно позволяли добиться разительного успеха проводимой операции. Большим преимуществом боевых аэросанных подразделений являлось то, что их движение осуществлялось вне дорог, контролируемых противником. Таким образом, был выполнен ряд успешных рейдов в тыл противника: уничтожались его тыловые опорные подразделения, перехватывались обозы с боеприпасами и провиантом.
Аэросани РФ-8 использовались в армии до 1945 года включительно. Оставшиеся экземпляры впоследствии были переданы в гражданские ведомства, где аэросани были задействованы для почтовых и грузовых перевозок. Эксплуатация РФ-8 завершилась в начале 1950-х гг., но до нашего времени не сохранилось ни одной машины этого типа.

Я решил сделать макет аэросаней РФ-8 в память о моем прадедушке – Михаиле Викторовиче Веселовском, который принимал непосредственное участие в их создании. М.В. Веселовский был главным конструктором аэросаней РФ-8. Кроме того, он принимал участие в создании боевых аэросаней с авиамотором НКЛ-26. За успешное выполнение задания по созданию образцов новой боевой техники М.В. Веселовский был удостоен ордена Красной Звезды.
Мой макет изготовлен из картона с использованием деревянных, пластиковых и металлических элементов. Для изготовления макета были использованы чертежи, распечатанные в нужном масштабе и перенесенные на картон. Ранее чертежи аэросаней РФ-8 были опубликованы в журнале "Моделист-Конструктор" № 3/1981, а сейчас их легко найти в сети Интернет.

Источники:
Валерий Потапов. «Снегоход с пропеллером»
http://www.battlefield.ru/aerosledges/stranitsa-2.html

Полк. Сапожников Г.Я., п-полк. Бандуркин А.П., п-полк. Кизюн Н.И. «Аэросани во второй мировой войне». Журнал «Полигон» №1/2002
http://otvaga2004.ru/boyevoe-primenenie/boyevoye-primeneniye01/aerosani-ww2/

Александр Кириндас. «Транспорт для российских просторов. Снежные автомобили». Журнал «Техника и Вооружение» №08/2010
http://alternathistory.org.ua/transport-dlya-rossiiskikh-prostorov-snezhnye-avtomobili

И. Ювенальев. «Стремительный снежный рейд». Журнал «Моделист-Конструктор» № 3/1981
http://hobbyport.ru/armor/rf_8_gaz_98.htm

Статья «РФ-8. Боевые/связные аэросани» http://www.aviarmor.net/tww2/snowmobiles/sp_rf8.htm

Постановление Государственного Комитета Обороны № ГКО-1057сс от 24 декабря 1941 г. «О производстве аэросаней РФ-8 инженера ВЕСЕЛОВСКОГО»
http://www.soldat.ru/doc/gko/text/1057.html

Дата: 05.03.2015
Владелец: Евдокимова Н.Р.
Содержит: 13 элементов
DSCN1222

DSCN1222

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 158
DSCN1225

DSCN1225

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 138
DSCN1227

DSCN1227

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 175
DSCN1228

DSCN1228

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 164
DSCN1231

DSCN1231

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 185
РФ-8. Рисунок

РФ-8. Рисунок

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 119
РФ-8. 1 Чертеж

РФ-8. 1 Чертеж

Дата: 25.02.2015
Просмотров: 275
РФ-8. 2 Компоновка

РФ-8. 2 Компоновка

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 207
РФ-8. Фото1

РФ-8. Фото1

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 119
РФ-8. Фото2

РФ-8. Фото2

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 108
РФ-8. Фото3

РФ-8. Фото3

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 101
РФ-8. Фото4

РФ-8. Фото4

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 124
РФ-8. Фото5

РФ-8. Фото5

Дата: 05.03.2015
Просмотров: 99
         
Страница: 1
Powered by Gallery v2.3